«Лащилин – это Шолохов в фольклоре»



Северо-Донское казачье войско начало подготовку к 115-й годовщине со дня рождения известного российского фольклориста, хопёрского казака Бориса Степановича Лащилина (1906-1987).

На сайте «Северо-Донское казачье войско» уже представлено устное народное творчество, бережно сохранённое для потомков Борисом Степановичем.

Ранее, в честь 95-летнего юбилея Б.С. Лащилина (2001 год), Северо-Донской казачий округ (ныне СДКВ) во главе с войсковым атаманом В.В. Галушкиным установил памятник на его малой родине – в станице Михайловской Урюпинского района Волгоградской области.

Кроме того, казаки не раз участвовали в презентациях сборников фольклориста, подготовленных к изданию его падчерицей О.А. Тихомировой (Воронеж).

Предлагаем вниманию читателей материал А.А. Голубева – атамана Северо-Донского союза казаков (ныне СДКВ) в 1991 — 1996 гг., который был опубликован в газете «Коммуна» 22 сентября 2011 года.

***

Казачьего рода-племени

Имя в литературе | Филологи Оксфордского университета внесли его имя в список наиболее известных фольклористов

Земля воронежская и хопёрское казачье порубежье прочно связаны с творчеством замечательного литератора, собирателя и хранителя, большого знатока устного народного творчества, сына атамана Михайловской станицы Области Войска Донского, человека непростой личной судьбы – Бориса Степановича Лащилина.

Его творчество высоко ценили современники, в первую очередь – коллеги по перу: писатели, журналисты и, конечно, земляки. Накануне очередного дня рождения (21.09.2011 года Б.С. Лащилину исполнилось бы 105 лет) почитатели творчества писателя вспоминали его имя.

  • Доктор филологических наук, бывший вице-президент Европейской Ассоциации критиков Анатолий Абрамов сказал воистину знаковую фразу: «Лащилин – это Шолохов в фольклоре».

Талантливый исследователь народного творчества, он прославился тем, что не только изучал сказания, песни, частушки, рождённые на его малой родине, но не менее успешно занимался собирательством бесценных поэтических раритетов старины глубокой и не столь отдалённых времён. Обладая тонким художественным вкусом и отменным трудолюбием, Лащилин особенно плодотворно работал в казачьем фольклоре.

Ещё в раннем детстве он стал приобщаться к духовным истокам отчего края, цветистому и духовитому, как вешнее разнотравье, народному языку, метафоричности сказовой поэзии, прославлявшей богатырскую мощь и красоту души русского человека. Возможно, эти особенности творчества Лащилина привлекли к нему внимание учёных-филологов Оксфордского университета, которые своим решением внесли имя фольклориста с берегов Хопра в число наиболее известных специалистов, работающих в этой теме.

Борис Лащилин был не только талантливым исследователем народного творчества, но и большим знатоком природы родного края. Его пейзажные зарисовки и описания животного мира подкупают удивительной теплотой лесной книги Прихопёрья. Кажется, что писатель лично был знаком с местными барсуками, лисами, дикими кабанами, и без всяких затруднений понимал таинственное пение иволги, стрекотание сорок, ритмичную дробь работяги-дятла и других крылатых обитателей заповедных дубрав и сосновых рощ.

  • Но, пожалуй, самой привлекательной особенностью книг Лащилина является его оригинальная авторская самобытность в подаче характеров донских и хопёрских казаков, их смекалки, безоглядной удали, для которых смерть на миру имела особый шик и дерзость.

Большой талант всегда многолик.

Помимо панорамности авторского взгляда на историческое прошлое государства Российского, отображения традиций и особенностей православного уклада жизни казачества, в собственном творчестве писателя проявилась его завидная способность передавать почитателям отечественной словесности аромат времени, наполнять художественные произведения живой кровью высокого литературного искусства. В данном случае весьма показательной является повесть «Казак Максим Ханин».

Возможно, искушённый читатель попытается найти в этом повествовании отдалённые реминисценции пушкинской «Капитанской дочки», особенно в части приключений главного героя. Но отмеченные нюансы вряд ли повлияют на цельность художественного восприятия творчества писателя.

Поклонников прозы Лащилина гораздо больше привлекут другие качества характера основного персонажа повести – его личное мужество, преданность своему сословию и первой любви к девушке незнатного происхождения Феклуше. Читая это произведение, чувствуешь, что сам Борис Лащилин подвержен едва ли не гипнотическому обаянию людей, созданных его творческим воображением. В этой связи уместной ремаркой станет замечание о том, что действие произведения происходит в крепости Новохопёрск Воронежской губернии.

В этом городке на берегу Хопра автор повести бывал много раз, хорошо изучил исторические события, которые имели место здесь и стали историческим фактом, особенно крестьянское восстание под предводительством Кондрата Булавина.

В материалах книг «Батюшка-Дон» и «Донские родники», со вкусом подобранных и составленных падчерицей писателя Ольгой Тихомировой, наиболее полно просматривается масштаб личности и незаурядность творческого наследия мастера Слова с берегов Хопра – самой незамутнённой реки европейского континента.

  • Кажется, что вековая мудрость обитателей этих мест, в первую очередь казачества, берущая свои истоки в истории вольнолюбивого сословия, надёжно хранит сакраментальную мысль о том, что казачество создавало Россию, оно гордится своим Отечеством, которое непобедимо потому, что воинский дух казаков лишь тогда обретает реальную силу, когда сыны бескрайних просторов земли русской кровно ощущают себя частью великого народа.

В этом и состоит непреходящая ценность легенд, преданий, былей, сказов, авторских повествований, зафиксированных и созданных признанным фольклористом прошлого столетия Борисом Лащилиным.

Рассказывая о творческом и жизненном пути литератора, нельзя не заметить его особую привязанность к такому жизнерадостному жанру, каким являются частушки. В литературном багаже собирателя жемчужин народного творчества их сотни.

Лиричные и злободневные, смешные, непременно с подначкой, звучавшие под гармошку или балалайку на хуторских вечеринках, эти искорки остроумия заряжали сердца молодых верой в лучшую долю, которую они связывали с социальными преобразованиями, происходившими в ту пору в стране. Если быть предельно точным, то, по свидетельству исследователей литературного наследия писателя, в творческой кладовой Лащилина насчитывается около шести тысяч самобытных творений коллективного таланта народа.

Известные воронежские фольклористы Сергей Лазутин и Вячеслав Тонков, да и сама великая частушечница Мария Николаевна Мордасова проявляли большой интерес к этой части творчества Лащилина. Знаменитая певица в концертной деятельности нередко использовала частушки, записанные Борисом Степановичем.

Следует также заметить, что хопёрского литератора связывало многолетнее знакомство с писателями-воронежцами Максимом Подобедовым и Гавриилом Троепольским. Оба прозаика в личных беседах неоднократно подчёркивали подвижническую работу Лащилина по собиранию произведений устного народного творчества, тепло говорили о его человеческих качествах.

Кроме того, в довоенное время и годами позже произведения хопёрского автора довольно регулярно появлялись на страницах журнала «Подъём».

Разумеется, помимо литераторов были и другие люди земли воронежской, с кем потомок атамана Михайловской станицы встречался на журналистских перепутьях. Один из них – известный поэт, а в прошлом также журналист, уроженец Васильевки Грибановского района Михаил Тимошечкин, работавший корреспондентом одной из центральных газет по Балашовской зоне, куда территориально входил Урюпинский район Сталинградской области.

  • Нашего земляка-воронежца Михаила Тимошечкина в Лащилине «удивляли редкая память и великолепное знание казачьей жизни».

Попутно следует заметить, что немалую роль в формировании вдумчивого и кропотливого отношения к собиранию казачьего фольклора сыграла встреча Лащилина с Михаилом Александровичем Шолоховым, которая произошла в 1938 году в Вёшенской.

  •  М.А.Шолохов советовал быстро, серьёзно и ответственно собирать казачий фольклор, иначе, по его словам, «в ближайшее время собирать будет нечего». Этому совету Борис Степанович следовал всю оставшуюся жизнь.

Касаясь особой привязанности Лащилина к Воронежу, необходимо открыть тайну этого чувства. Дело в том, что в старинном русском городе жила его любимая женщина – Капитолина Ивановна Полякова. Рядом со своей музой и хранительницей очага Борис Степанович чувствовал себя особенно комфортно.

Но как бывает нередко в жизни, счастье оказалось недолгим: 20 января 1987 года при невыясненных обстоятельствах известный фольклорист и прозаик был найден мертвым у куста белой «пушкинской» сирени, который он посадил когда-то во дворе собственного дома в станице Михайловской. Саженцы этого кустарника Борис Степанович привез из усадьбы Раевских в селе Красном, что неподалеку от Новохопёрска.

Мой литинститутский однокашник, поэт Олег Шевченко много лет назад написал памятное стихотворение «Ветка пушкинской сирени». Процитирую из него четверостишие:

И память, будто звук свирели,

Однажды вырвется в зенит,

И ветка пушкинской сирени

Надгробный холмик осенит.

Как пишет в своем предисловии к книге Бориса Лащилина «Донские родники» Ольга Тихомирова, «Борис Степанович прожил сложную, но интересную жизнь. Творчество было для него большой радостью, помогало переносить трудности и давало силы жить».

От себя добавлю, что такие люди, которые ради высокой цели не сгибаясь шли по жизни, преодолевая все возможные невзгоды, надолго остаются в народной памяти. А раз так, то память о них может быть только благодарной. Назовём и мы в почтенном чувстве светлое имя подвижника и творца русского Слова Бориса Степановича Лащилина.

Александр ГОЛУБЕВ,

поэт, член Союза писателей России.

Газета «Коммуна» № 145 (25773), 22.09.2011г. https://communa.ru/kultura/kazachego_roda-plemeni/

Фото: https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=день%20памяти%20лащилина%20в%20станице%20михайловской&l10n=ru&lr=193